Поп Гапон и российская оппозиция

Почти сразу после начала многочисленных выступлений в Москве, начиная с первого массового митинга на Чистых Прудах 5 декабря 2011 года, организаторов этих митингов, включая нынешних лидеров Партии 5 декабря, стали обвинять в так называемой «гапоновщине», то есть в том, что лидеры протеста выступают в качестве провокаторов, выводя безоружных людей против полицейских стволов и дубинок. Не претендуя на абсолютную историческую достоверность (если таковая вообще есть), в очередную годовщину Кровавого воскресенья и в преддверии очередного шествия российской оппозиции, которое запланировано на 13 января, необходимо вспомнить, кем на самом деле был поп Гапон и какие уроки могла бы извлечь из этой истории как российская власть, так и российская оппозиция.

Не секрет, что миф о Гапоне-провокаторе родился из «Краткого курса истории ВКП(б)», изданного в 1938 году под редакцией И.В.Сталина, который сообщал, что «Гапон взялся помочь царской охранке: вызвать расстрел рабочих и в крови потопить рабочее движение». Как известно, ложь, повторенная много раз, становится похожей на правду, и это клише о «провокаторе Гапоне» закрепилось и воспроизводится в массовом сознании по сей день.

В действительности, этот миф давно был уверенно опровергнут историками за отсутствием каких-либо его доказательств и на основании многочисленных исторических свидетельств об обратном.

Георгий Аполлонович Гапон родился в крестьянской семье и с детства был очень религиозен. По совету местного священника он был отдан в духовное училище, а затем поступил в духовную семинарию. Во время учебы Георгий был увлечен идеями толстовства и открыто их пропагандировал, что привело к конфликту с семинарским начальством. С ранних лет Георгий Гапон почувствовал свое призвание к служению России и простым людям. После рукоположения в священники он часто безвозмездно совершал духовные требы для бедных прихожан из соседних церквей, что вызывало враждебное отношение к нему со стороны других священников. Часто общаясь с бедняками, Георгий Гапон проникся их нуждами и стал думать, как можно оказать им реальную помощь. Так по инициативе Гапона появились первые христианские общества взаимопомощи, а затем и рабочие организации, которые в январе 1905 года выступили с инициативой открытого обращения к царю со своими нуждами.

Прежде всего, следует отметить исключительно мирный характер выступления рабочих 9 января 1905 года. Вот с какими словами обратился Георгий Гапон к императору Николаю Второму накануне шествия:

Вот, Государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к Тебе! Повели и поклянись исполнить их, и Ты сделаешь Россию счастливой и славной, а имя своё запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовёшься на нашу мольбу, — мы умрём здесь, на этой площади, пред Твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем! У нас только два пути: — или к свободе и счастью, или в могилу. Укажи, Государь, любой из них, мы пойдём по нему беспрекословно, хотя бы это и был путь к смерти. Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России! Нам не жалко этой жертвы, мы охотно приносим её!

«Пойдём под одним знаменем, общим и мирным, к нашей святой цели», — говорил тогда же Гапон, обращаясь к рабочим.

По словам очевидца, Гапон «грозно, подобно Савонароле, требовал и заклинал — и весь народ громогласно повторял вслед за ним в собраниях эту клятву — не прикасаться к спиртным напиткам, не иметь при себе оружия, даже перочинных ножей, и не применять грубой силы при столкновении с властями».

С такой же степенью ответственности Гапон подошел и к вопросу о гарантии безопасности первого лица – Императора:

Если что-либо случится с царём, я первый покончу с собой на ваших глазах, — говорил Гапон рабочим. — Вы знаете, что я умею держать слово, а в этом я клянусь вам.

Мирная демонстрация рабочих была хладнокровно расстреляна силами царской армии и полиции. В результате расправы 9 января 1905 года только по официальным данным погибли более 100 человек, ранены еще несколько сотен. По неофициальным же данным количество жертв было гораздо больше.

Еще 2 января 1905 года Струве писал, что «революционного народа в России еще нет»… Уже через неделю революционные идеи приобрели десятки тысяч сторонников по всей России.

Кардинально изменился и характер выступлений Гапона. В своем Третьем послании рабочим он пишет:

Родные, кровью спаянные братья, товарищи-рабочие! Мы мирно шли 9-го к царю за правдой. Мы предупредили об этом его опричников-министров, просили убрать войска, не мешать нам идти к нашему царю. Самому царю я послал 8-го письмо в Царское Село, просил его выйти к своему народу с благородным сердцем, с мужественной душой. Ценой собственной жизни мы гарантировали ему неприкосновенность его личности. И что же? Невинная кровь всё-таки пролилась. Зверь-царь, его чиновники-казнокрады и грабители русского народа сознательно хотели быть и сделались убийцами безоружных наших братьев, жён и детей. Пули царских солдат, убивших за Нарвской заставой рабочих, нёсших царские портреты, простреливали эти портреты и убили нашу веру в царя. Так отомстим же, братья, проклятому народом царю, всему его змеиному царскому отродью, его министрам и всем грабителям несчастной русской земли! Смерть им всем!

Тем не менее эти угрозы так и не были им реализованы. Уже после опубликования Манифеста 17 октября 1905 года, даровавшего гражданские и политические права народам России и учреждающего первую Государственную Думу, Гапон вновь попытался наладить сотрудничество с правительством С.Ю.Витте, агитируя против насильственных методов борьбы за мирные средства завоевания гражданских прав.

В результате в конце 1905 года Гапон подвергся беспрецедентной травле в газетах со стороны всех левых партий.

Позже, почувствовав себя обманутым, Гапон затеял опасную двойную игру с полицией с одной стороны, и эсерами – с другой, и в итоге был вероломно убит в результате заговора, подстроенного агентом царской охранки Е.Ф.Азефом.

Возвращаясь к событиям 9 января 1905 года, следует отметить, что, по свидетельствам современников, Гапон до последнего момента возражал против выступления 9 января 1905 года, предвидя многочисленные человеческие жертвы, и согласился на выступление лишь в самый последний момент под давлением своих товарищей. Позднее в своем письме министру внутренних дел П.Н.Дурново Гапон свидетельствовал:

…9 января — роковое недоразумение. В этом, во всяком случае, не общество виновато со мной во главе… Я действительно с наивной верой шёл к царю за правдой, и фраза: «ценой нашей собственной жизни гарантируем неприкосновенность личности государя» не была пустой фразой. Но если для меня и для моих верных товарищей особа государя была и есть священна, то благо русского народа для нас дороже всего. Вот почему я, уже зная накануне 9, что будут стрелять, пошёл в передних рядах, во главе, под пули и штыки солдатские, чтобы своею кровью засвидетельствовать истину — именно неотложность обновления России на началах правды.

В одном из своих последних интервью Гапон говорил:

Моё имя треплют теперь сотни газет — и русских, и заграничных. На меня клевещут, меня поносят и позорят. Меня, лежащего, лишённого гражданских прав, бьют со всех сторон, не стесняясь, люди различных лагерей и направлений: революционеры и консерваторы, либералы и люди умеренного центра, подобно Пилату и Ироду, протянув друг другу руки, сошлись в одном злобном крике: — Распни Гапона — вора и провокатора! — Распни гапоновцев-предателей!

Разумеется, Георгий Гапон был неоднозначной личностью. Многие его современники отмечали в нем огромное честолюбие и горячность. Загнанный в угол, он успел наделать множество роковых ошибок, приведших его к гибели и в результате которых он так и не смог стать «русским Махатмой Ганди».

Тем не менее, как нынешним властям, так и оппозиционерам стоит извлечь уроки из истории Георгия Гапона и организованного им выступления 9 января 1905 года. Ведь требования рабочих, выраженных в петиции, которую они несли к Зимнему дворцу, почти слово в слово повторяют резолюции митингов, состоявшихся в Москве на Болотной и Сахарова спустя более чем сто лет. Это и требование честных выборов в Государственную Думу, и свобода слова, и свобода собраний, и освобождение политзаключенных. От того, как будет реагировать власть на подобные выступления, во многом будет зависеть и сценарий, по которому будет развиваться история России. Повторение бойни, устроенной московской полицией 6 мая 2012 года, может иметь катастрофические для страны последствия.

На наш взгляд, и той, и другой стороне не следует забывать, что человек, загнанный в угол, способен совершать непредсказуемые поступки. Это следует помнить также и тем, кто в революционном задоре кричит о физической расправе над Владимиром Путиным и его ближайшим окружением.

Оппозиции также следует быть более последовательной. Однажды заявив о мирном характере выступлений, следует неукоснительно держаться принципа отказа от насилия. Даже при кажущихся неудачах и отсутствии быстрых результатов сохранение ненасильственного характера протеста предоставляет оппозиции огромные моральные преимущества над действующей властью, а настойчивость в мирном достижении своих целей в перспективе приведет в оппозицию гораздо большее число сторонников.

Получилось у Махатмы Ганди – получится и у нас.

Марат Давлетбаев, Мария Баронова
Авторы – члены Федерального координационного совета Партии 5 декабря